Существует множество советов и "мифов" по поводу замены масла в автоматических трансмиссиях. Множество из которых навязаны станциями технического обслуживания, например такая как "аппаратная замена ATF". Наверно уже многие знают как происходит сия процедура: подключается аппарат с насосом, который выгоняет старое масло в резервуар и одновременно заполняет систему смазки АКПП новым трансмиссионным маслом. Тем временем механик показывает клиенту 2 колбы на "аппарате", одна из которых текущее масло в системе, а другая эталон (просто новое масло ATF). При этом, естественно заверяя клиента что замена должна продолжатся до тех пор, пока эти самые колбы не будут примерно одинаковы по цвету. Естественно, такие аппаратные замены ATF чаще всего выходят в круглые суммы, т.к. для того, чтобы масло было близко к эталону по сравнению в колбах, как правило необходимо от 15л. масла, прогонного через такой аппарат. :) Еще один немаловажный факт для любителей аппаратной замены масел - будьте внимательны, если на Вашей АКПП нет щупа для проверки уровня ATF, т.к. не все аппараты умеют выставлять уровень масла (сливают столько, сколько заливают) и зачастую после таких замен в АКПП нет нужного уровня жидкости ATF. Также обратите внимание на то, что обычно механики "аппаратной замены" не меняют фильтра трансмиссии, аргументируя это тем, что аппарат "всё прогоняет" и "прочищает". :)
Конечно аппаратная замена ATF очень выгодна для автосервисов, во первых минимум времени для замены, во вторых максимум расходных материалов в виде масла ATF.
Для того, чтобы понять как же правильно менять трансмиссионную жидкость ATF в "автомате", достаточно просто заглянуть в руководство по ремонту и обслуживанию от производителя на данную марку авто (в котором обязательно существует описание данной процедуры, а также заправочные данные данной модели АКПП и тип заливаемого масла). И как ни странно, в большинстве случаев принцип замены состоит из 2-х этапов, называемых частичной заменой ATF. Рассмотрим данную процедуру поэтапно...
Этап номер 1 - слить трансмиссионное масло с поддона АКПП открутив сливную пробку (в некоторых случаях также слить масло с гидротрансформатора АКПП, если на нем предусмотрена пробка для данной процедуры, к примеру АКПП Mercedes-Benz). Далее взглянуть в мануал, где непременно указана заливная ёмкость для частичной замены трансмиссионной жидкости, залить соответствующее количество новой ATF в АКПП. После чего проверить уровень жидкости в АКПП. Прокатится на автомобиле во всех режимах АКПП (обычно не более 10км), после чего перейти ко второму этапу. (В некоторых случаях, при сильном загрязнении жидкости ATF стоит повторно произвести первый этап).
Этап номер 2 - аналогично первому этапу слить масло с АКПП, открутить поддон, заменить фильтр АКПП и прокладку поддона. Если масло в АКПП было сильно загрязнено, то целесообразно снять гидроблок АКПП, разобрать и промыть (чтобы устранить возможные подвисания клапанов от грязного масла).
Если масло в АКПП "горелое" и/или в поддоне обнаружены элементы износа (стружка на магнитах и т.д.) то стоит провести диагностику АКПП на предмет необходимости её ремонта. Второй этап данной процедуры заканчивается сборкой, промывкой/продувкой системы охлаждения (радиатора АКПП), заливкой новой трансмиссионной жидкости и конечным выставлением уровня в АКПП (на некоторых моделях АКПП, например производства концерна ZF, уровень масла ATF нужно выставлять при помощи диагностического оборудования или пирометра, соблюдая необходимую температуру жидкости ATF, при конечном выставлении уровня).
Конечно такая процедура замены более трудоёмка, но с другой стороны обычно не требуется большого количества масла ATF, как при "аппаратной замене" с "полной промывкой".